МОЙ ГОРОД ХЕРСОН
Современный Херсон - это город двух портов - речного и морского. Отсюда отправляются в плавание речные баржи и теплоходы, морские и океанские сухогрузы и танкеры. Со стапелей Херсонского судостроительного завода сходят танкеры, сухогрузы и другие суда.
Исторические и природные памятники, уютные гостиницы, своеобразная природа, теплое южное солнце, песчаные морские пляжи, реки и озера - все это и есть город Херсон.
Очаковские ворота и крепостные валы, 1784 г
В 1737 году во время Русско-турецкой войны 1735-1739 на правом берегу Днепра было построено укрепление российской армии Александр-Шанц.
После победы в Русско-турецкой войне 1768—1774, возникла необходимость в верфи на Чёрном море для строительства полноценного военного флота.
Для определения места, была организована экспедиция, которую возглавил вице-адмирал Сенявин, Алексей Наумович, командующий Азовской флотилией. Именно он предложил строить корпуса судов, под прикрытием укрепления Александровского-Шанца, а после этого спуская их в лиман, в районе Глубокой гавани, оснащать орудиями, мачтами и такелажем. План Сенявина был одобрен высочайшим рескриптом в декабре 1775 года.
18 июня 1778 года Екатериной II был подписан указ обосновании крепости и верфи и уже 19 октября 1778 года были заложены крепость, верфь и город, получивший название Херсон.
Название возможно связано с тем, из крепости Александр-Шанц был выход на высокий берег Днепра. Императрица Екатерина II в тот период увлекалась греческим языком.
Берег на греческом — Херсон. Хотя устоявшееся мнение, что название произошло от названия крепости в Крыму "Херсонес",что обозначает полуостров.К тому же на момент подписания указа о строительстве Херсона Крым не был российским, это было самостоятельное Крымское ханство.
Херсону было суждено стать колыбелью и первой базой Черноморского флота, экономическим и политическим центром края, названного Новороссией.
Строительство крепости и города было возложено на генерал-цейхместера Ивана Абрамовича Ганнибала.С 1 февраля 1784 г. главным строителем крепости и города стал инженер-полковник Н. И. Корсаков (1749—1788).
Посетивший Херсон в 1786 г. французский путешественникЖильбер Ромм
отмечал в своих записках, что Корсакову «… приходится руководить 39 различными, очень важными видами работ…» Строили Херсон матросы, солдаты, каторжные, казённые и вольные рабочие из разных городов России.
Николай Иванович Корсаков погиб в чине бригадира у стен Очакова в августе 1788 г. На надгробии его могилы, расположенной непосредственно у стен Екатерининского собора, высечена эпитафия: «Здесь друг Отечества почтенный муж Корсаков к жалению сынов России погребён, он строил город сей и осаждал Очаков, где бодрый дух его от тела отлучён…»
В Херсоне начиналось строительство Черноморского флота.Под руководством Алексея Наумовича Сенявина был построен первый командный пункт и казармы для матросов.
Именно по предложенной им схеме (строить на верфи корпуса судов, спускать их в лиман и уже там оснащать орудиями, мачтами и такелажем) строили корабли в Херсонском адмиралтействе, вплоть до его ликвидации в 1827 году.
16 сентября 1783 года со стапелей адмиралтейской верфи был спущен на воду первый большой 66-пушечный корабль «Слава Екатерины». Также в Херсоне в 1790 году был открыл первый черноморский литейный пушечный завод.
В конце XVIII века Херсон сыграл важную роль в развитии внутренних и внешних экономических связей России. Через Херсонский порт осуществлялась торговля с Францией, Италией, Испанией и другими странами Европы. Во время путешествия по Югу императрицы Екатерины II херсонской крепостью были удивлены даже иностранцы.
В Херсоне встретились А. В. Суворов и И. М. Дерибас
будущий адмирал. Испанец по национальности, он не одно десятилетие прожил в России,и принимал участие в русско-турецкой войне 1787-1792 годов.
После основания Херсона был приставлен к штабу Г. А. Потёмкина. Здесь Дерибас предложил свой проект укрепления российского флота. Генерал-губернатор одобрил его и назначил Дерибаса командующим Херсонскими десантными войсками. И. М. Дерибас был близок с Ф. Ф. Ушаковым, с которым также познакомился в Херсоне.
В 1803 году Херсон стал центром Херсонской губернии.
Были утверждены герб
В 1813 году основано первое уездное училище — казённое начальное заведение, через два года — губернская мужская гимназия. В 1834 году открыто училище торгового мореплавания, а земское сельскохозяйственное училище — через сорок лет. В 1838 году в городе появилась первая газета — «Херсонские губернские ведомости».
Во второй половине XIX века построены театр, библиотека, созданы археологические и природоведческие музеи. Вскоре было открыто движение по железной дороге, связавшей Николаев и Херсон.
После 1861 года наметился значительный экономический рост. После углубления дна в русле Днепра.
Херсон снова получил значение важного морского порта. В начале XX века десятки миллионов пудов хлеба вывозились отсюда в Европу. Промышленные предприятия поставляли продукты питания, лёгкой промышленности, судостроения, сельскохозяйственного машиностроения, лесообработки.
В 1907 году железнодорожная линия соединила Херсон с крупными городами страны, а в 1908 году дала ток первая городская электростанция.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Благодарю Вас за отзыв!