27 июн. 2015 г.

МОЯ РОДИНА УКРАИНА

      МОЙ ГОРОД ХЕРСОН

 История Херсона насчитывает более 230 лет. Город является центром Херсонской области или по-просту Херсонщины, которая раскинулась в Таврийских степях на юге Украины, в устье могучего Днепра-Славутича, среди степных просторов, скифских курганов, зеленых виноградников и полей спелой пшеницы. 

 Современный Херсон - это город двух портов - речного и морского. Отсюда отправляются в плавание речные баржи и теплоходы, морские и океанские сухогрузы и танкеры. Со стапелей Херсонского судостроительного завода сходят танкеры, сухогрузы и другие суда.


 Исторические и природные памятники, уютные гостиницы, своеобразная природа, теплое южное солнце, песчаные морские пляжи, реки и озера - все это и есть город Херсон.




                
Очаковские ворота и крепостные валы, 1784 г
В 1737 году во время Русско-турецкой войны 1735-1739 на правом берегу Днепра было построено укрепление российской армии Александр-Шанц.

 После победы в Русско-турецкой войне 1768—1774, возникла необходимость в верфи на Чёрном море для строительства полноценного военного флота.


 Для определения места, была организована экспедиция, которую возглавил вице-адмирал Сенявин, Алексей Наумович, командующий Азовской флотилией. Именно он предложил строить корпуса судов, под прикрытием укрепления Александровского-Шанца, а после этого спуская их в лиман, в районе Глубокой гавани, оснащать орудиями, мачтами и такелажем. План Сенявина был одобрен высочайшим рескриптом в декабре 1775 года.



18 июня 1778 года Екатериной II был подписан указ обосновании крепости и верфи и уже 19 октября 1778 года были заложены  крепость, верфь и город, получивший название Херсон.

Екатерининский собор, построенный по указу Потёмкина. В нём он был похоронен в 1791

 Название возможно связано с тем, из крепости Александр-Шанц был выход на высокий берег Днепра. Императрица Екатерина II в тот период увлекалась греческим языком.
 Берег на греческом — Херсон. Хотя устоявшееся мнение, что название произошло от названия крепости в Крыму "Херсонес",что обозначает полуостров.К тому же на момент подписания указа о строительстве Херсона Крым не был российским, это было самостоятельное Крымское ханство.

  
 
Могила Потёмкина
 в Херсоне в Екатерининском соборе


Херсону было суждено стать колыбелью и первой базой Черноморского флота, экономическим и политическим центром края, названного Новороссией.


 Основателем города, а впоследствии его генерал-губернатором
 был фаворит императрицы Екатерины II, известный государственный и военный деятельГригорий Александрович Потёмкин.

 Строительство крепости и города было возложено на генерал-цейхместера Ивана Абрамовича Ганнибала.С 1 февраля 1784 г. главным строителем крепости и города стал инженер-полковник Н. И. Корсаков (1749—1788).

 Посетивший Херсон в 1786 г. французский путешественникЖильбер Ромм
 отмечал в своих записках, что Корсакову «… приходится руководить 39 различными, очень важными видами работ…» Строили Херсон матросы, солдаты, каторжные, казённые и вольные рабочие из разных городов России.

 Николай Иванович Корсаков погиб в чине бригадира у стен Очакова в августе 1788 г. На надгробии его могилы, расположенной непосредственно у стен Екатерининского собора, высечена эпитафия: «Здесь друг Отечества почтенный муж Корсаков к жалению сынов России погребён, он строил город сей и осаждал Очаков, где бодрый дух его от тела отлучён…»

В Херсоне начиналось строительство Черноморского флота.Под руководством Алексея Наумовича Сенявина был построен первый командный пункт и казармы для матросов.

 Именно по предложенной им схеме (строить на верфи корпуса судов, спускать их в лиман и уже там оснащать орудиями, мачтами и такелажем) строили корабли в Херсонском адмиралтействе, вплоть до его ликвидации в 1827 году.

 16 сентября 1783 года со стапелей адмиралтейской верфи был спущен на воду первый большой 66-пушечный корабль «Слава Екатерины». Также в Херсоне в 1790 году был открыл первый черноморский литейный пушечный завод.
В конце XVIII века Херсон сыграл важную роль в развитии внутренних и внешних экономических связей России. Через Херсонский порт осуществлялась торговля с Францией, Италией, Испанией и другими странами Европы. Во время путешествия по Югу императрицы Екатерины II херсонской крепостью были удивлены даже иностранцы.

В Херсоне встретились А. В. Суворов и И. М. Дерибас
будущий адмирал. Испанец по национальности, он не одно десятилетие прожил в России,и принимал участие в русско-турецкой войне 1787-1792 годов.
  
 После основания Херсона был приставлен к штабу Г. А. Потёмкина. Здесь Дерибас предложил свой проект укрепления российского флота. Генерал-губернатор одобрил его и назначил Дерибаса командующим Херсонскими десантными войсками. И. М. Дерибас был близок с Ф. Ф. Ушаковым, с которым также познакомился в Херсоне.


В 1803 году Херсон стал центром Херсонской губернии.

 Немаловажную роль в то время в судьбе города сыграл Эммануил Осипович де Ришельё, ставший в 1805 году генерал-губернатором Новороссийского края. Именно будущий премьер-министр Франции принял решение о направлении налога с торговли вином в Новороссии на развитие Херсона, тем самым сохранив его значение и роль регионального центра. В городе развивалось судостроение, вырастали предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции.


ГербФлаг




 Были утверждены герб
 и флаг города.



В 1813 году основано первое уездное училище — казённое начальное заведение, через два года — губернская мужская гимназия. В 1834 году открыто училище торгового мореплавания, а земское сельскохозяйственное училище — через сорок лет. В 1838 году в городе появилась первая газета — «Херсонские губернские ведомости».

 Во второй половине XIX века построены театр, библиотека, созданы археологические и природоведческие музеи. Вскоре было открыто движение по железной дороге, связавшей Николаев и Херсон.

После 1861 года наметился значительный экономический рост. После углубления дна в русле Днепра.
 Херсон снова получил значение важного морского порта. В начале XX века десятки миллионов пудов хлеба вывозились отсюда в Европу. Промышленные предприятия поставляли продукты питания, лёгкой промышленности, судостроения, сельскохозяйственного машиностроения, лесообработки. 

В 1907 году железнодорожная линия соединила Херсон с крупными городами страны, а в 1908 году дала ток первая городская электростанция.


Революция

В начале марта 1917 года в город пришла весть о свержении самодержавия в Петрограде.
 В городе был создан временный рабочий комитет, который в своём воззвании писал, что «ставит своей задачей быть на страже политических и экономических требований пролетариата».


7 марта был избран Херсонский Совет рабочих депутатов, большинство в котором получили партии эсеров и меньшовиков.

 От большевиков в Совет вошло всего пять представителей, тем не менее, первым председателем Совета рабочих депутатов стал участник революции 1905—1907 годов большевик И. Ф. Сорокин, работавший слесарем на заводе Гуревича.


В период с марта 1917 года по апрель 1920 года власть в городе неоднократно менялась — город побывал под контролем австро-германских войск, гетмана Украинской державы
 П. СкоропадскогоДиректории УНР, войск Антанты, армии А. И. Деникина
 и 4 февраля 1920 года в нём была установлена Советская власть.


С окончанием гражданской войны в Херсоне началась работа по восстановлению промышленности и хозяйства города. В марте 1923 года Херсон стал центром Херсонского округа. До ликвидации губерний в июне 1925 года он входил в состав Одесской губернии.
В 1927 г. открылось автобусное
 движение. За годы индустриализации
 из административно-чиновничьего, торгово-ремесленного города превратился в крупный промышленный центр. Были выстроены электромашиностроительный завод, кондитерская фабрика, консервный завод, хлопкоперерабатывающий завод, закончено строительство элеватора
 — одного из крупнейших в стране на то время. Строился нефтеперерабатывающий завод.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Благодарю Вас за отзыв!